понедельник, 2 апреля 2012 г.

Ольга Перовская. Свет сквозь время

Ольга Перовская
«Ольга Перовская» на Яндекс.Фотках
Интересный вопрос: есть ли тот свет? А может, сказать по-другому – в какой форме он существует? И опять-таки, меня мало интересует его форма. Меня больше интересует, можно ли им туда подать весточку.

Когда-нибудь, когда мне совсем нечего будет делать, я расскажу, как получила фото с автографом от Фаины Раневской. Актрисы уже давно к тому времени не было в живых. Забавные истории порою происходят в мире. Можно только поспорить о том, сами ли мы программируем себя на определенные события и ситуации, или все-таки есть еще и внешние силы, которые в этом участвуют. Ладно, все это – болтовня.

Просто, мне грустно, потому что я узнала, что человек, который доставил мне в детстве уйму счастливых минут, прожил очень нелегкую жизнь. И мне от этого гадко, а исправить все равно ничего нельзя.

У всякого человека в детстве есть что-нибудь любимое. Игрушки, фильмы, книги. Одной их самых любимых в детстве книг у меня были рассказы Ольги Перовской «Ребятам о зверятах. Сколько раз я ее перечитывала, сказать невозможно. Много.

История четырех сестер – Сони, Ольги, Юли и Наташи, и истории их взаимоотношений с бесконечным количеством животных, это занимало мое детское воображение вполне серьезно. Вкратце – девочки, дочери лесничего в дореволюционной Алма-Ате. Отец часто привозил из поездок всяких животных, которых девчонки более или менее успешно воспитывали.

Рассказы, которые Ольга Перовская писала по воспоминаниям своего собственного детства, написаны просто замечательно. Образно, с юмором, на доступном для ребенка языке.

Для тех, кто никогда не читал Перовскую, можно посмотреть рассказ «Франтик» не самый лучший и не самый худший для ее книги. Обычный.

Недавно я почему-то решила перечитать старую книгу «Ребятам о зверятах», а попутно решила познакомиться с биографией автора более подробно. Я узнала, что Ольга училась на биофаке, что начало ее литературной карьеры было вполне удачным, а семейная жизнь – счастливой.

«О. В. Перовская является автором серии рассказов и повестей о животных: «Необыкновенные рассказы про обыкновенных животных», «Мармотка» (оба 1939), «Про поросят» (1941), повестей «Остров в степи» (1934, совм. с Г. Замчаловым). Книги Перовской носят познавательный характер, отличаются занимательностью сюжета и тонким пониманием психологии животных, показанной через детское восприятие». – это «Википедия».

А потом – все идет под откос. Мужа, писателя Г. Замчалова убивают на фронте, а саму Ольгу в сороковых - начале пятидесятых годов репрессируют и приговаривают к 10 годам лагерей, потом приговор смягчился ссылкой. Ссылка закончилась в 1955 году. В конце 50-х годов она была реабилитирована.

Реабилитирована, только после этого тяжело болела и прожила не слишком долго, хоть и успела еще издать «Золотое руно» (1957), «Джан — глаза героя» (1958) (о собаке-поводыре). Она до самого конца писала светлые и добрые книги.

И кому же это помешала детская писательница? Кому же это она так сильно перешла дорогу? Алма-атинские краеведы предполагали, что здесь дело не обошлось без темы генетики и заповедника «Аскания-Нова», о котором был написан «Остров в степи». Не знаю. Мне почему-то кажется, что здесь дело не столько в генетике, сколько в обычной человеческой зависти, Кому-то стала костью в горле ее известность.

Интернет полон ссылками на ее детские книги, а мне удалось найти только две ее фотографии. Одна в «Википедии», вторая с памятника на ее могиле. Лицо такое спокойное и милое!

Ну, что же, для истории 50 лет не срок. (Только теперь до меня дошло, что в этом году исполняется 50 лет со дня ее смерти). Возможно, еще где-то есть люди, которые ее помнят живой.

Как странно, что все эти пушистые, хвостатые, ушастые и зубастые, которых она так искренне любила, протащили ее в бессмертие! Ну, а как еще можно назвать то, что она снова и снова оживает вместе с каждым ребенком, который с восторгом читает о ее зверюшках и просит: «Мама, а мы купим лошадь»?

Ольга Васильевна, пусть Вам там будет хорошо, там, где вы есть! Спасибо за Ваше доброе сердце и славные книги!

Страница, посвященная жизни и творчеству А. В. Перовской, где можно ознакомиться с ее статьями.

1 комментарий:

  1. Спасибо за статью,она и моя любимая детская писательница!на ваш блог наткнулась ,когда искала об Ольге Перовской информацию,может быть вы знаете о ней более подробную информацию?очень мало в интернете,я принципиально столкнулась в комментариях с одним товарищем сталинистом.В memo.ru Мемориале памяти жертв репрессий написано ,что она не работала,так он мне говорит,что арестовали правильно за тунеядство и нетрудовые доходы,может вы знаете где ,кем,когда работала?а что стало с ее сестрами?вы же общались с людьми которые о ней знали.Заранее спасибо! Элеонора Ермакова ermakova.eleonora@mail.ru не понимаю как подписать,выбрать профиль нажму анонимный

    ОтветитьУдалить